Высокие технологии еще никогда не были такими красивыми. Переливаясь всеми цветами радуги, передо мной встает трехмерное изображение Мирского замка начала XVI века. Голографическое изображение до мельчайших подробностей передает его архитектурные особенности: бойницы каменных бастионов, стены из неоштукатуренного кирпича… Это и другие изображения украшают кабинет Леонида ТАНИНА, основателя белорусской школы голографии, ученого с мировым именем в области голографии и биомедицинской оптики, председателя совета директоров компании «Голографическая индустрия».

Когда в 1965 году выпускник жодинской средней школы №1 Леонид Танин заявил о намерении поступать на физический факультет Ленинградского университета, мало кто верил, что ему это удастся. В то время эта специальность считалась одной из самых престижных, конкурс на факультеты физики в ведущих советских вузах был бешеный. Белорусский юноша успешно выдержал испытания.

– На втором курсе мне попалась на глаза статья Юрия Денисюка, опубликованная в журнале «Техника молодежи», – вспоминает Леонид Танин. – В ней рассказывалось о новом методе записи. О своем желании изучать голографию я поведал заведующему кафедрой оптики Ленинградского университета Сергею Эдуардовичу Фришу, но в то время даже курса такого не было! Сергей Эдуардович порекомендовал меня Юрию Николаевичу Денисюку из Государственного оптического института имени С.И.Вавилова и Юрию Исаевичу Островскому из Ленинградского физико-технического института Академии наук СССР имени А.Ф.Иоффе. Они стали моими наставниками.


Леонид Танин: «Голография это –
 одно из чудес. Как северное
сияние, НЛО»

Совместить науку, искусство и бизнес.

Пройдя ленинградскую оптическую школу, окончив аспирантуру Физико-технического института, Леонид Танин основал школу классической оптической голографии в Беларуси. В 1978 году по его инициативе в Минске состоялась первая в СССР выставка художественных голограмм. Под началом ученого к московской Олимпиаде-80 на Белорусском оптико-механическом объединении одной из первых в мире была выпущена промышленная партия отражательных голограмм – «Олимпийский голографический знак». В конце 1980-х Леонид Танин создал научно-производственное предприятие «Магия света». К тому времени он уже добился определенной известности, читал курсы лекций в ведущих университетах и научных центрах мира. Танину предлагали работать во Франции, Германии, Англии, Бразилии. В Страсбурге сулили кафедру университета. Однако ученый остался на родине: «У меня здесь отличная команда, с которой интересно работается. Зачем уезжать?»

Можно любоваться, нельзя потрогать.

Люди издавна искали возможность изобразить третье и четвертое измерения: камера-обскура, поляроидные очки, растровые экраны и другие изобретения были попытками полнее и объемнее запечатлеть действительность. В 1947 году английский ученый Дэнис Габор, работая над усовершенствованием электронного микроскопа, открыл принципы голографии. Габору тогда не удалось до конца решить свою задачу, и голография на 15 лет была забыта. Лишь с появлением лазеров в первой половине 1960-х годов голография пережила свое новое рождение. Сначала американцы Эммет Лейт и Юрис Упатниекс получили голограммы, восстанавливаемые в лазерном свете, а в 1962 году ленинградский ученый Юрий Денисюк сделал открытие, ознаменовавшее рождение художественной голографии. Им была изобретена отражательная голография.


Первая в мире голографическая
открытка-головоломка

– Голография основана на световых явлениях. И это одно из чудес. Как северное сияние, НЛО, – рассказывает Леонид Танин. – Световая волна характеризуется не только своим спектральным составом, то есть длиной волны, но и амплитудой, фазой, поляризацией. Физик, занимаясь съемкой голограмм с помощью лазера, использует все это, как художник – мольберт. Амплитуда света отвечает за яркость, фаза – за глубину голографируемой сцены или объемность изображения, длина волны – за палитру красок, а поляризация позволяет передавать эффект движения объекта. Для того чтобы снять голограмму, необходимы полное отсутствие механических вибраций, звуковых колебаний, абсолютная тишина и темнота. Тот, кто пишет голограмму, должен быть спокоен – даже температура пальцев требуется соответствующая! Если в процесс вмешиваются какой-то посторонний звук, вибрация, голографическое изображение сразу исчезает. Предварительный процесс создания качественной голограммы может длиться месяцы, а сама съемка происходит за считанные секунды.

Уникальность голографического изображения в том, что оно дает возможность разглядеть предмет в его натуральную величину, со всех сторон, в мельчайших деталях.

Трёхмерные сувениры.

2 года назад по инициативе Леонида Танина был разработан проект «Национальный голографический сувенир» с изображением Мирского замка.


Голограмма «Мирский замок».

А недавно ученый запатентовал еще одну новинку – голографическую открытку-головоломку «Мирский замок». В мировой практике пока нет ничего подобного. Головоломка содержит фрагменты голограммы на магнитном основании, которые при правильном расположении друг относительно друга образуют объемное голографическое изображение замка. Читаемость изображения на фрагменте зависит от условий освещения – оно изменяется при повороте фрагмента на основании головоломки. Поэтому, если вы видите на собранной головоломке темные пятна, значит, что-то расположено неправильно.

В планах Леонида Танина – создание голографического витража.

Подделка голограммы экономически невыгодна.

Каждый из нас, безусловно, сталкивался с голограммами. Маленькие, золотые, прозрачные, серебряные, они давно стали неотъемлемым атрибутом въездных виз, банковских векселей, лицензионных музыкальных дисков, алкогольной продукции и т.д. Маленький голографический значок выполняет важную функцию – идентификацию товара. Подделка голограммы является экономически невыгодной (это наукоемкий процесс, и обычно стоимость применяемого для этого оборудования достигает нескольких миллионов долларов).

Первое производственное освоение рельефных (радужных) голограмм в Беларуси началось в 1996 году и было вызвано тем, что под якобы фирменными белорусскими марками широко реализовывалась подпольно выпускаемая алкогольная продукция, а на территории СНГ в некоторых типографиях был налажен выпуск фальшивых этикеток. Возникла необходимость создания национальной системы голографической идентификации производителей продукции и потребительских товаров. В 1998 году на базе компании «Магия света», возглавляемой Леонидом Таниным, было создано белорусско-швейцарское предприятие «Голографическая индустрия». Там и разработана технология серийного производства голограмм. Всего же за время существования предприятия было изготовлено более 12 млрд. голографических знаков.

  Алиса КСЕНЕВИЧ,
фото предоставлено собеседником

Информация с сайта:  www.oboz.by


Этот сайт использует файлы cookies для более комфортной работы пользователя. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies