Известный в мире ученый-физик, действительный член Международной инженерной академии, основатель защитной и художественной голографии в Беларуси и номинант на Государственную премию в области науки и техники 2012 года Леонид Танин рассказал об уникальном международном проекте "Сокровища православия", одним из инициаторов которого он является. В рамках проекта, в котором помимо Беларуси примут участие Россия, Украина, Болгария и Греция, православные святыни разных стран планируется записать на голограммы.
В Беларуси такая попытка впервые была предпринята в 2008 году, когда Леонид Викторович с командой специалистов записал крупноформатную голограмму "Крест Преподобной Евфросинии княжны Полоцкой". Эта копия уникальной белорусской святыни находится в кабинете Танина и, признаться, не сразу понятно, в чем же ее уникальность. Без специального освещения – обыкновенное темное стекло. Но как только Леонид Викторович включает лампу над рамой, в которую помещена копия, сразу, будто в сказке, возникает шедевр – реальный, хорошо видимый с разных ракурсов и сторон. Можно не только рассмотреть изображения святых, но даже понять, из каких материалов выполнена реликвия. Удивительно, но возможности голографической технологии позволили с максимальной точностью передать не только художественную форму креста, но и его духовное содержание. Оптический двойник Креста Евфросинии Полоцкой стал первым в мировой практике опытом создания голограммы реальной реликвии, которой поклоняются люди.
– Работу проводили с позволения и благословения Его Высокопреосвященства Патриаршего Экзарха всея Беларуси Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, – вспоминает Леонид Викторович. – Крест из Полоцка в столицу везли под охраной. Охраняли реликвию и в лаборатории – все 20 дней, пока делали запись. Две монахини из монастыря Полоцка помогали во всем. С утра приходили в лабораторию, целовали крест. Нам же к реликвии даже руками прикасаться не разрешали. Сами переставляли его, поворачивали, как мы просили.
Голограмма "Крест Преподобной Евфросинии княжны Полоцкой" была передана в дар Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II во время его посещения Беларуси по случаю празднования 1020-летия Крещения Руси. Оценив уникальный труд белорусских ученых, Его Святейшество благословил Леонида Танина и его команду на дальнейшую работу во благо Церкви.
По сути, создание оптической копии Креста Евфросинии Полоцкой и родило проект "Сокровища Православия".
– Сейчас мы изучаем православное наследие Беларуси. Обращаемся к священнослужителям с просьбой предоставить для записи уникальные иконы. Благодаря голограммам православные верующие разных стран мира воочию смогут познакомиться с православными реликвиями и ощутить хотя бы малую часть их святости, – считает Леонид Танин.
В рамках проекта каждая страна-участница будет снимать свои уникальные иконы. А после специалисты из разных стран приступят к работе в монастырях Афона. А поскольку греческие монахи даже не допускают мысли, что их иконы могут покинуть стены монастырей даже на время, запись святынь будет проходить непосредственно на греческой земле – для этого создается специальное передвижное оборудование. В общем, если все получится, благодаря ученым-физикам, в том числе и белорусам, редкие святыни сможет увидеть весь мир.
– В среднем на запись иконы уходит полтора месяца, – рассказывает Леонид Викторович. – Процесс создания голограммы чем-то похож на фотосъемку. Только здесь происходит запись волнового поля. Съемка производится поздней ночью, так как создаваемые трехмерные изображения очень чувствительные. Не терпят никаких звуков и вибраций. Стоит только чихнуть или слово сказать – они тут же исчезнут. Даже настроение человека влияет. В мире единицы людей, способных создавать голограммы.
Благодаря усилиям ученого и его команды уже многие белорусские сокровища стали известны миру. В 2010 году, например, в Шанхае прошла удивительная выставка художественных голограмм с объемными изображениями экспонатов Национального исторического музея "Клады земли белорусской". Голограммы специальным образом вмонтировали в пол выставочного зала – так, что у посетителей складывалось впечатление, будто под их ногами находятся настоящие сокровища! Думаю, православные святыни у зарубежного зрителя вызовут не меньший восторг.